СЛАГАЕМЫЕ

БИЗНЕС-ПРАКТИКИ    

 

 

 

Раздел II.

         Содержит универсальные законы и методы, позволяющие существенно повысить эффективность менеджмента и маркетинга. Рассмотрим некоторые из них.
 
         закон ОБМЕНА - ОПЛАТЫ.
         Он имеет прямое отношение к таким фразам как "все есть обмен", "за все надо платить" и т.п. и с этой точки зрения достаточно известен, а его применение осуществляется более-менее осознанно. Но вот некоторые другие аспекты этого же закона, если и учитываются, то менее осознанно. Например, комбинированность (многокомпонентность) оплаты: ведь во многих случаях и продающая и покупающая сторона и платит и получает не одними только деньгами, а и временем, и репутацией, и связями, и т.д., следовательно, недополучая в одном, можно попытаться компенсировать чем-то другим. Тогда старую формулу "товар - деньги - товар", лучше представить в следующем виде:
ТОВАР -> ДЕНЬГИ, ВРЕМЯ, РЕПУТАЦИЯ, СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИЯ и т.д.
         Или другой аспект - адекватность, но не в значении соответствующего количества, скажем денег, а в смысле адекватности того, чем платить. Как сказал поэт: "За любовь платят любовью или не платят ничем!" Иначе говоря, у некоторых людей в определенных условиях (например, в ситуации творческого общения) в качестве адекватного обменного эквивалента деньги не будут приниматься, поскольку между этими людьми "за идею платят идеей или не платят ничем".
         Еще один аспект - удаленность по времени, который означает, что каждому из элементов, составляющих ОБМЕН - ОПЛАТУ, соответствуют различные временные сроки реализации...
 
         закон ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.
         Здесь уместно вспомнить еще одну ценнейшую рекомендацию из Древнего Китая:
"На самом деле противоположности не противоречат, а дополняют друг друга". Умелое применение данной рекомендации в бизнесе обеспечивает подчас необыкновенный коммерческий эффект.
         Пример 1: В начале прошлого века в магазинах канцтоваров продавались простые карандаши отдельно от ластиков. Но вот нашелся человек, который закрепил на одном конце карандаша ластик и стал продавать уже несколько другой продукт и на тот момент времени получил коммерческий СУПЕРЭФФЕКТ. Благодаря чему? Благодаря объединению противоположностей в одном изделии.
         Пример 2: Годами продавались молотки, а рядом гвоздодеры, но нашелся человек, который объединил в одном изделии функции молотка и гвоздодера и на тот момент времени получил великолепный коммерческий эффект.
         Это были примеры объединения противоположностей только по одному основанию - главной функции. Но можно объединять и по нескольким основаниям, как это видно из примера с кофе-глясе:

  • кофе — горячий, мороженое — холодное
  • кофе — горький, мороженое — сладкое
  • кофе — темный (по цвету), мороженое — светлое
  • кофе — жидкость, мороженое — другая консистенция
  • и т.д.

         Более того, метод объединения противоположностей вполне приложим не только к вещественным продуктам, но и к сфере услуг: в отделе ЗАГСа регистрируют брак и развод, рождение и смерть.
 
         закон ИЗМЕНЕНИЯ
         Т
о, что считается неизменным (прежним) на самом деле изменилось (факторы, люди и т.д.). Необходимо учесть:

  • что конкретно изменилось,
  • в какой степени,
  • как именно
  • и так далее ...

 
         закон СООТВЕТСТВИЯ
        П
режде всего - соответствия действий характеру времени, соответствует ли планируемое:

  • по моменту времени,
  • по продолжительности,
  • по месту,
  • по количеству,
  • по качеству,
  • по способу действий
  • и так далее ...

 
         закон ШЕСТИ ЭТАПОВ
         Древние корейцы подразделяли любой процесс на следующие этапы:

  • начало - зарождение процесса (внутреннее);
  • максимальное внутреннее развитие;
  • кризисный переход из внутреннего состояния к внешнему;
  • внешнее обнаружения (проявление);
  • максимальное внешнее развитие;
  • завершение (трансформация в другую ситуацию).

 
         закон НОРМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (кривая Гаусса)
         Касается только "естественных, природных" соотношений (а не тех, которые спланированы человеком). Если в качестве примера рассматривать такой аспект как "компетентность-некомпетентность" в достаточно большом коллективе людей, то процентные соотношения (у разных исследователей) оказывались, примерно, в следующих пределах:
 

сверх-
компетентные

компетентные

от умеренно-
компетентные
до некомпетентные

некомпетентные

сверх-
некомпетентные

1-3 %

13-19 %

60-68 %

13-19 %

1-3 %


         Данный закон окажется полезным и при анализе множества других явлений (аспектов): "высокие - низкие", "худощавые - полные", "умные - глупые", "одержимые модой - равнодушные к моде" и т.п.  
 
         закон "ЛЕБЕДЕЙ"
         В принципе, это одна из вариаций закона ОБМЕНА - ОПЛАТЫ, однако, ввиду его особой значимости он заслуживает отдельного пояснения: несколько фермеров занимались разведением лебедей для продажи производных продуктов (при этом один из них держал
лебедей в клетках, другой подрезал им крылья и т.д.), но по итогам года на первое место вышел тот, у которого они гуляли на воле. Когда проигравшие конкуренты пришли к нему с единственным вопросом (почему они от тебя не улетают?), он ответил:
"Кормить надо лучше, - они никуда и не улетят!". Применительно к вопросу текучести кадров в бизнесе, "кормить лучше" означает не только платить больше, чем конкуренты, следовательно, необходимо определить (и обеспечить в своем бизнесе) другие составляющие понятия "лучше кормить":
       —
       —
       —
      
и так далее ...

       К настоящему времени выявлено около
50 законов, однако их число продолжает расти.
         Далее каждый закон подсказывает вам соответствующий метод, а ведь именно методами и приходится в основном пользоваться в повседневной бизнес - практике.
         В этой связи желательно, чтобы таблица взаимообратной трансформации законов в методы вместе с перечнем управленческих алгоритмов Библии всегда находились на рабочих столах руководителей всех уровней. Эти материалы будут полезны на всех стадиях анализа и планирования бизнес-процессов.